- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
Раскочегарился, решил читнуть ещё и статейку про республиканских гренадеров, взятых в плен у замка Буа-Гролло после ожесточённого сопротивления. По этому поводу член администрации дистрикта Сомюра даже писал коллегам из Атлантической Луары (тогда Внутренняя Луара) и Вандеи примерно следующее, помимо всех скорбных воплей:
- Ребят, давайте пока особо не издеваться над пленными роялистами, а то ведь они могут и ответить...
Да, он сам говорит - "такое же варварское обращение". И не стыдно ведь этому bougre d'esprit.
...знаете что самое забавное? Что страшные-ужасные разбойники по возможности хорошо разместили и даже кормили пленных, как могли. Издевательства над пленными остались уделом борцов за светлое будущее...

Я снова начинаю плеваться ядом в республиканцев. Конечно, мне могут прийти и рассказать про Машкуль, опять. Это общее место республиканской историографии - "ну а что они хотели после Машкуля?!".
Однако удивительно, что роялисты были способны на милосердие, хотя не везде, не всегда и не все, признаю. А вот республиканцы - нет, более того - они молчали о милосердии роялистов. Мерлен Тионвилль так не стесняясь и сказал - неча васяткам кому-то знать про то, как Боншан помиловал перед смертью пять тысяч пленных. У нас-то такого нет, поэтому давайте забудем. У роялистов нет газет, а мы напишем историю на правах победителей.
Тем больше я уважаю Шарля Леве, который не стесняясь упомянул о том, что далеко не все роялисты сволочи, как и о милосердии Боншана, не где-нибудь, а на суде, где его могли и гильотинировать на всякий случай... И тех, кто, будучи спасён Боншаном, потом писали петицию о том, чтобы помиловать его жену - по сути они спасли жизнь ей и их с Боншаном дочери, которая успешно дожила до преклонных лет.
Увы, это - исключения, люди, которые поступали вопреки политике, объявившей Вандею корнем всех зол и гнездом жыдорептилоидов.


Статейка по сути даже не статейка, а по большей части - рассказ двух пленных республиканской администрации о своих (зло)ключениях. Их просто так, без всякой охраны, без всего отправили без какого-либо ограничения времени отнести письмо своих товарищей республиканской администрации. В письме говорится, что всё норм, с нами тут хорошо обращаются, надеемся, что вы с роялистскими пленными тоже обращаетесь хорошо, не могли бы вы поговорить об обмене пленными?
Обмен никогда не состоялся - Париж безмолвствовал, вандейцы не были признаны воюющей стороной, в то время как они сами отпускали пленных под честное слово больше не воевать против них.
Но они не были воюющей стороной - и законы войны, делающие её хоть немного более человечной, распространялись на них не больше, чем на бешеных собак.

А ведь "гонцы" надеются на то, что законы войны будут соблюдаться, что "да, они восстали, но они воюют против нас так же, как англичане, пруссаки, австрийцы или испанцы, почему мы не можем договориться с ними так, чтобы не уронить достоинство французов-республиканцев?"
Видимо, наверху не придерживались мнения, что бессмысленная жестокость не делает чести прежде всего тому, кто её совершает, вне зависимости от того насколько короткой была юбка, насколько инфернальные свинофилы находятся по другую сторону фронта.


@темы: вандейское