Представляю вниманию доблестных читателей ИМХО по двум вандейским романам:
Рафаэль Сабатини "Маркиз де Карабас"
Понравился, неожиданно, намного больше "Скарамуша". Не в последнюю очередь благодаря тому, что герой мне как-то ближе. Не знаю, чем, но ближе.
А ещё прекрасна второплановость любовной линии. Нет, я нормально к ней отношусь, но именно в романтике Сабатини не виртуоз. Мастер - но, как по мне, не дотягивает до моей личной внутренней планки (она, правда, очень высока). На первом месте в романе - товарищество, честь и...родство. Интрига лежит на поверхности, но дело даже не в ней. Дело - в выборе. В цене, которой этот выбор оплачивается.
Немного о личных плюсах:
● Кадудаль. Понравился намного больше, чем у Дюма - уж больно характерный))) Не стесняется выразить своё мнение по сабжу, причём не ограничиваясь в выражениях рамками светского приличия. И его привязанность к Тентаньяку...да, в одном месте переводчики налажали, на радость слэшэрам, но так - это прекрасная дружба))))
●Тентаньяк. Он прекрасен. Я понимаю, почему у Free Fencer он - любимый персонаж. Очень искренний, порывистый - с Ларошжакленом что-то общее.
● Пюизе. Пюизе великолепен)))
● Пуарье де Бовэ. Он появляется буквально на две фразы, но появление любимого мемуариста бесценно как факт)))
Энтони Троллоп "Вандея"Ню одного романа показалось мало, и вспомнила она о том, что где-то натыкалась на некое произведение... Скажу честно - полностью я прочитала только первую главу. И поняла, что такими темпами я зачитаюсь и провалю сессию - пришлось форсированно листать. Ситуацию очень сильно ухудшало то, что роман на английском - в русском переводе, существуй он на белом свете, Ню проглотила бы книжку за три часа. Общее впечатление довольно серенькое. Понятно, почему роман не обрёл известности. Любовные линии я не особо отслеживала, но их там вагон и маленькая тележка. Основные, драгоценные, любимые ляпы: ● С какого-то перепуга Лескюр стал Шарлем. ● Очень потёрта семейная история - у Ларошжаклена только одна сестра, у Лескюра, бывшего единственным ребёнком в семье, откуда-то тоже сестра появляется... ●...не говоря о неженатом (!) Кателино, который вообще брюнетом стал. С бакенбардами. Троллоп, случейно, не перепутал его с Боншаном? Образы довольно...гротескные. То есть Ларошжален хронически восторжен, Лескюр обретает поистине мерлинскую мудрость - этой парочке автор благоволит - мемуары Виктории он явно почитывал. Ну и прочее... Но у истории есть одно достоинство, которое для меня перекрывает большинство её недостатков. Это единственная книга, в которой есть д'Эльбе. Кстати, именно благодаря невольному гротеску образов я теперь понимаю, почему д'Эльбе называли ханжой. Когда человек в 90% фраз говорит о Провидении - это начинает раздражать, даже если он абсолютно искреннен (а это так). Стоффле даже над ним откровенно издевается за это, в стиле: "Что ж вы молчите, или ждёте, пока на вас Провидение опять снизойдёт, раз без него вы ничего не можете?" Да, вот здесь очень хотелось дать Стоффле сковородкой по роже))) А первое появление д'Эльбе - это вообще шедевр! Стоит он, разговаривает со священником, а легкомысленные девицы достают одного из героев - кто же это? Получив ответ - "генерал" - они высказывают очень фэндомные мысли, а именно: "Какой же это генерал без сабли и знаков отличия?" (д'Эльбе появляется в простой одежде, кажется, даже крестьянской), "Он же совсем не представительный и некрасивый, вот то ли дело месье Анри!" и добившее меня "А нос-то у него какой здоровенный, фи!".(Здесь должно стоять парадоксально звучащее заявление, а именно: "Бабы - дуры!"))) Эх, хорошо, но мало, мало там месье Мориса... Да и видно, что автор его всё же затирает - д'Эльбе на командование выбирают загадочные "завистники" Лескюра (здравствуйте, мадам Виктория, и тут вы). Есть несколько фраз, откровенно мне не понравившихся, например, д'Эльбе говорит, что грех не верить в победу даже над сильно превосходящим противником, а Боншан делает ему замечание, что подобные слова неуместны на военном совете. Ха, д'Эльбе-то как раз в победе сомневался, очень даже. Едва ли не больше всех. Ещё есть эпизод, где он отдаёт приказ проверить данные и из-за этого не успевает на нужную позицию, оставшись на "бесполезной". Вот кстати в это я могу поверить - месье Морис слыл фанатичным перестраховщиком, и именно из-за своей почти неспособности на решительные действия без десятикратной проверки под лупой мельчайших данных он и не мог стать выдающимся лидером. Хотя вот другая крайность - Ларошжаклен, готовый нестись куда угодно очертя голову и в одиночку схлестнуться с батальоном синих, почему-то вызывает умиление. Господа, это не храбрость, это юношеский максимализм))) В итоге заключение - адекватный художественный образ месье Мориса придётся создавать самой. Главное - чтобы всех остальных при этом не "затереть". Велика опасность, что мы с Викторией бросимся в разные, но одинаково неприятные, крайности
@темы: книги, my opinion, вандейское, в белом венчике из роз впереди идёт д'Эльбе, шуанское