Бовыкин давно советовал мне ознакомиться с его работами. Читаю самую простую, вообще изданную в формате покет-бука.
Вроде всё хорошо разложено по полочкам, с цитатами, но автор, признаться честно, мерзковат. Возможно, мне так кажется на фоне Габори с его потрясающей нежностью и состраданием к людям с обеих сторон, с его невероятной любовью к предмету исследования, которой пропитана буквально каждая страничка... И на фоне этого Птифрер с его лёгким пренебрежением к восставшим, с его трактовкой (вопреки источникам, которые он сам же и приводит), что дворяне использовали религиозность крестьян, лицемерно притворяясь верующими... Я не понимаю, зачем писать о том, что тебе настолько противно.
Габори, по поводу которого историки десятилетиями спорят, на чьей же он в итоге стороне (левый? правый? нейтральный? Скорее по этим определениям можно понять политическую ориентацию историка, Птифрер считает его роялистом, следовательно, Птифрер левый, даже без того, что он упоминает классовую, чтоб её, борьбу) - Габори действительно объективен. Я много пишу о нём, о том, что, несмотря на некоторые ошибки, это мой идеал историка и образец для подражания. Птифрер никогда им не будет. Нельзя презирать тех, о ком ты пишешь - я не стану писать о Каррье, Тюрро, вообще многих республиканцах. Я обхожу стороной некоторых роялистов. Я однажды писал с ненавистью - о Виктории, и ничего хорошего из этого не вышло, и я не хочу повторять этот опыт.
Я хочу попытаться понять всех, я знаю, что лицемером может быть человек, но не целая социальная группа, внезапно решившая обмануть несчастных наивных крестьян (вообще ненавижу эту риторику любых сектантов - все, кто не с нами, были обмануты).
Я хочу стать как Габори, а не как Птифрер.