Я уже просматривал эту статью раньше, но очень бегло и остался не в восторге. Сейчас читаю её вторые сутки (там почти сотня страниц) и примерно пару раз за страницу останавливаюсь просто повыть. Нет, не всё так плохо. Наоборот. Очень и очень хорошо.
По сути это огромный разбор того, как кто видел стратегию Вандейской войны, и какие интриги были вокруг этого. Всё довольно рационально, со ссылочками, с цитатками, и даже то, что я не понимаю по тексту (поскольку я не сижу над переводом каждого слова), часто объясняется благодаря сноскам.
Да, это написано Красиво. Но с позапрошлого года я изменил своё мнение о Багенье-Дезормо. Сейчас, по моему мнению, это один из лучших историков Вандеи, из той плеяды, которая появилась на рубеже 19-20 вв. Бовыкин говорит, что это общее для контрреволюции вообще, но я говорю о том, что знаю сам. Огромное количество статей и монографий, постоянные научные дискуссии, первые баталии за истинность мемуаров Виктории (Багенье-Дезормо был скорее в лагере её критиков, хотя был в этом умереннее Боссара), наконец, первый библиографический справочник... Габори был венцом этой эпохи, подведшим черту, и для меня, наверное, больше никогда не будет написано чего-то более фундаментального и гениального (при всех недостатках и неточностях).
Багенье-Дезормо похож на Габори. Да, он Боншанолавер и не скрывает этого, но в то же время потом это перестаёт бесить. Он пишет историю, но историю во всех смыслах, и вот ты сидишь, как пыльным мешком побитый, и тихонько воешь, потому что на твоих глазах разворачивается трагедия. Два умных и хороших человека не совпали в стратегии, но всегда уважали друг друга. И вокруг - своеобразный заговор людей, которые хотели под видом стратегии одного из этих двоих продвинуть внешне похожий, но совершенно иной принципиально план. Несчастливое стечение обстоятельств, когда оба они почти единовременно оказались ранены, один - смертельно, другой - просто тяжело. Если бы не тысяча мелочей, история могла бы пойти по-другому, но одного из них наспех похоронили в Вараде, а другого два с лишним месяца спустя расстреляли на Нуармутье.
История не пощадила никого.