Сегодня ваш отважный и покорный слуга после полутора лет тягания резины и натягивания сов на глобус Бретани собрал всю свою волю в кулак и подошёл к Пименовой.
Потому что если есть в шаговой доступности специалист (и очень классный - как препод она не очень, но как учёный, написавший статью про формирование дворянского сословия - офигенна!) конкретно по Старому порядку и даже по большей части как раз по сословиям, двору и прочему - ну нельзя же так пробивать этот шанс?
Так вот.
То, что д'Эльбе пнули голосовать в третье сословие - это означает, что у него не было никаких доказательств его дворянства, потому что по правилам для этих Генеральных штатов голосовать от второго могли хоть вчера аноблированные. Не требовалось, как обычно, доказать четыре поколения благородных предков.
Более того. То, что он вообще повышен был до лейтенанта - это почти чудо, ибо меньше чем через месяц был принят Ордонанс Сегюра, значительно ужесточивший требования к происхождению офицеров* (д'Эльбе повысили 6 мая, ордонанс вышел 22).
Приняли на службу его, скорее всего, по документам со службы саксонской, как было принято тогда при переходе со службе одной стране на службу в другую - с понижением на один чин, снова до су-лейтенанта.
Вообще с самого начала про его родню.
Прадед, Морис Гиго, парижский хирург (занятие, лишающее дворянство, если за семь поколений не изменится на что-то, более подходящее дворянину). Дед, Франсуа Морис Гиго, сьёр д'Эльбе**, назван receveur des traites, и я не могу это перевести. Гугл выдаёт под ним как дворян, так и не очень.
Отец, Морис Гиго д'Эльбе, сьёр де Ла Лож (Вожиро) и де ла Гобинье, тайный советник и генерал-майор армии короля Польши ***. Вторым браком он был женат на Марии-Терезе де Мюссан, дочери Шарля де Мюссана, командовавшего королевской гвардией. ****
Немного об этом браке. Не говоря о том, что разница между женихом и невестой была...разительна (ему 55, ей - 27), вряд ли это было браком по любви - обычный брак внутри сословия, между ровней. То есть на омент свадьбы у отца д'Эльбе были хотя бы какие-то документы, подтверждающие его дворянство, если он, конечно, не гений авантюризма почище Калиостро. Более того, его первая жена, на которой он женился уже в Дрездене, мать Раймонда и Жанны, тоже была дворянкой, причём даже из титулованных.
Итак, в 1752 году родился д'Эльбе. В 1756 году начинается Семилетняя война, в которой погибает его брат. Отец умирает сразу после.
Документы, подтверждающие дворянство, не требуются вплоть до 1783 года, когда он хочет подняться до капитана. И если в лейтенанты он чудом проскочил за считанные недели до ордонанса Сегюра, то тут уже требуются доказательства четырёх поколений родства.
Для восстановления документов ему нужны были парижские архивы - и не помешала бы помощи парижских...родственников? Однофамильцев?
Во всяком случае, он вряд ли бы пошёл к Александру д'Эльбе, если бы считал его просто однофамильцем.
Тот предлагает ему попробовать подлизаться к любовнице военного министра. Ответ д'Эльбе целиком в приличном обществе цитировать нельзя, однако резкость, с которой он отвергает довольно распространённый, в общем-то, способ продвижения по карьерной лестнице, выглядит несколько странно.
Уточню, кстати, про статус дворянства. Если предок занимался не дворянским ремеслом, потомки до седьмого колена могли вернуть себе дворянство с помощью реабилитационного письма, но для этого, полагаю, надо было предоставить доказательства своего благородного происхождения. За таковые считались: записи о крещении, где указывались имена отца и матери; брачные контракты; завещания; ревизии очагов и прочие документы, из которых было бы видно, что данное лицо освобождалось от налогов; реестры бана и арьер-бана (ополчения - прим. Ш. А. д.И); записи, свидетельствующие об участии в заседаниях провинциальных штатов среди представителей дворянского сословия; документы о дворянском разделе наследства; судебные решения по делам о дворянстве; свидетельства об исполнении должностей, являющихся привилегией дворянства; свидетельства о военной службе и отчеты военного казначейства; акты вассальной присяги при вступлении во владение дворянским фьефом; документы, исходящие от короля или от должностных лиц королевства, в которых данный человек именовался бы экюийе ***** или шевалье; постановления комиссий, принятые в ходе предыдущих расследований дворянства. Доказательствами считались летописи и хроники, в которых были упомянуты предки заинтересованного лица. В ходу были и такие свидетельства, как арендные договоры, акты купли-продажи, акты об установлении опеки, справки местных должностных лиц, постановления Палаты косвенных сборов.
Аноблированным и их потомкам полагалось представить патенты, надлежащим образом зарегистрированные, и свидетельства о владении аноблирующими должностями. В качестве доказательств можно было предъявлять только подлинники документов. (цит. по Пименова Л. А. "Дворянство Франции 16-17 вв."
Причём документов требовалось несколько.
Неудевидельно, что Александр д'Эльбе мог отказаться помогать незадачливому родственнику восстанавливать эти документы и послал его лёгким путём. Но д'Эльбе, считавший, что у него есть законное право получить хотя бы документы, подтверждающие его дворянский статус, всерьёз оскорбился.
Далее он фигурирует вот титулом "экюйе" в свидетельстве о браке с Маргаритой, но уже несколькими месяцами спустя эта бумага не помогает ему доказать своё дворянство - видимо, за отсутствием других.
Кстати, в его свидетельстве о крещении указан только военный чин его отца, но не дворянский титул.
При этом да, в акт де марьяж - экюйе. И сам он, видимо, считал себя дворянином - причём вряд ли он стал бы сознательно в этом лгать.
После его смерти тему его сомнительного дворянства не особенно поднимали, более того, старшая ветвь что-то быстро вспомнила о его существовании и стала активно набиваться в родственники (кстати, прямых доказательств их родства я так и не нашёл - и они, видимо, не нашли).
Были ли у него бумаги изначально? Скорее всего - да, не могли же его отца взять с улицы на серьёзную должность в армии польского короля. Возможно, отбор там был меньше, но всё же - не верится.
Во всяком случае д'Эльбе считал, что имеет право на повышение по службе, и в акт де марьяж он - экюйе.
Что случилось с этими бумагами? В Семилетнюю войну вполне могло быть не до них. В конце войны Дрезден напоминал по состояниию архитектуры Сталинград после освобождения, и там было легко потерять не то что бумаги - что угодно. Если они и уцелели каким-то чудом в местных архивах, то Вторая Мировая положила этому конец.
Страдал ли д'Эльбе из-за своего сословного статуса? Думаю, не особенно, пока его не тыкали носом в то, чего он не мог доказать, но что, как он думал, должно было принадлежать ему по праву.
* Кандидат даже в су-лейтенанты (в кавалерию, драгуны и инфантерию) должен был предоставить доказательства четырёх поколений дворянских предков, либо быть сыном офицера, награждённого крестом Людовика, либо, насколько я понял, выслужиться из солдат, но проще было встретить живого мамонта в пустыне Калахари, чем выслужиться во Франции Старого Порядка из солдат в офицеры. Ибо, в отличии от нашего отечества, там не был до конца ликвидирован местный аналог местничества (иначе бы и мысли о том, что генералиссимуса можно хоть попытаться избрать по принципу знатности, не было), а о такой прекрасной вещи, как "Табель о рангах", дававший хоть какую, но возможность социального роста, не слышали.
** Термин "сьёр" - нотариальный. Пименова сказала, что историки затрудняются сказать, какая прослойка людей под ним подразумевалась, но чаще под ним имелись в виду не дворяне.
*** В начале 18 века польский престол занимал Август 2 из саксонской династии Веттинов. После его смерти началась война за польское наследство между бывшим польским королём Станиславом Лещинским, тестем французского короля, и Августом 3, сыном предыдущего короля. Последний при помощи России победил, и правил в том числе и Польшей до 1763 года, до своей смерти.
То есть оба, о отец и сын, совмещали титулы короля (в Польше) и курфюрста (в Империи).
**** Чем он командовал в итоге, я понять не могу, везде разные сведения. Достоверно из словаря дворянских фамилий, который цитирует генеанет изаестно, что "полковник на службе короля Польши". Короче, хрен их там разберёт, в этой Саксонии (почти (с)
***** Вот интересно, считается ли именование экюйе в акт де марьяж? Ибо там д'Эльбе вполне себе экюйе...