Жорж Ленотр "Ла Мирлитантуай", о встрече Умбера и Буагарди.

В ста шагах его ждал Буагарди, когда он увидел, что Умбер приближается, он вытащил из-за пояса кинжал и забросил в вереск, Умбер отстегнул свою саблю и отбросил её, и двое безоружных молодых людей пошли навстречу друг другу.
Первые слова Буагарди - сожаления по поводу войны, разделившей французов "и заставившей их убивать друг друга". Умбер сказал, что "его появление призвано вернуть заблудших соотечественников, он идёт к ним с распростёртыми объятиями, неужели они его оттолкнут?".
Впервые за этот год синий и шуан встречаются не на поле боя, и это уже привлекает обоих. Они ровесники, одинаково храбры и одинаково любят Францию - и всё же такие разные. Контраст их происхождения и образования делает тем более неожиданной их внезапную симпатию: один, с грубыми манерами , привыкший к простому обращению, в последний момент одёргивающий себя, чтобы не обратиться к собеседнику "гражданин", впервые стремящийся следовать этикету, чего никогда бы не произошло, не встреться он торжественно с "Мисье Буайарреди" (Monsieurre Boyarredy), как он называл его в письмах., другой - благородный, от природы учтивый и вежливо не обращающий внимания на промахи собеседника. Кроме того, оба солдаты душой, не говорят ли они на одном языке . Их речь проста, почти фамильярна, меж ними нет недомолвок.
Умбер спросил:
- Сколько у вас людей?
- Сегодня - четыреста, завтра - десять тысяч.
- Много ли среди них эмигрантов?
- Эмигранты? Они трусы. Шуаны их презирают и первым будут охранять берега, чтобы они не посмели высадиться.
- Кто сообщает роялистам о перемещениях республиканской армии?
- Они имеют друзей во всех конституционных органах, и они дают им эти сведения помимо газет и бюллетеней.
- Шуанам известно, что Республика везде побеждает?
- Они это знают и радуются. Поражение Австрии заставило их порадоваться.
- Тогда почему бы не присоединиться к новому режиму?
- Они сделают это ради спокойствия страны, если правительство будет более стабильным и терпимым, кроме того, они не хозяева своим товарищам, которые испытали ужасы революции и и не простят отступничества лидеров. Тем не менее, гуманная система, принятая Республикой четыре месяца назад, надёжна для успокоения страстей.


Не думаю, что разница, так подчёркиваемая Ленотром, была такой уж большой. Буагарди, конечно, теоретически культурнее, но на практике он уже полтора года безвылазно тусит в лесах с шуанами. Как бы он там вообще спряжение 2-го лица множественного числа не забыл