Michael Ross "Banners of the King". (175-176)
Решил сделать перевод всей главы, не знаю, хватит ли меня, там 20 страниц, я пока полторы перевёл.
"Высший совет".
В конце июля 1793 года территории, завоёванные во имя короля Королевской Католической армией, являли собой ансамбль из фрагментов четырёх департаментов: таким образом в департаменте Мэн и Луара в руках восставших были города Бопрео, Сен-Флоран и Вийер с окрестными приходами, в Де-Севре - Шатийон, в Вандее - Мортань, Монтегю, Шантони, Сен-Фюльжан, Лез Эрбье и Пузож (таким образом территории восставших включали в себя высокий скалистый хребет, пересекающий весь Бокаж, который обеспечивал выгодную позицию, и чьи многочисленные ветряные мельницы сигнализировали положением своих лопастей о позиции приближающегося врага) были полностью в руках восставших и, наконец, в Нижней Луаре Машкуль, Клиссон, Сен-Филибер, Иль Буа и Бургнёф были оккупированы Шареттом и его подчинёнными. Оставшаяся часть местности была спорной территорией и ареной редких сражений. Анжер, Сомюр, Фонтене, Партене и Туар - все эти города были однажды захвачены впоследствии отступившими вандейцами.
Главным центром операций были территории Мэна и Луары и прилегающая часть Де-Севра с Шатийоном, где расположилось правительство "Завоёванных земель" и который был наделяем почти мистическим ореолом, словно новый Иерусалим.
Королевское и Католическое правительство было в немалой степени основано на оригинальной конституции, составленной в Фонтене-ле-Конт. Теоретически оно было разделено на три отдельные ветви - военную. гражданскую и религиозную. Это была форма своеобразной "директории", состоящей из высших военных чинов, осуществляющих верховный контроль, однако они были больше озабочены ведением войны. "Директория" состояла из девяти генералов, включая генералиссимуса (д'Эльбе c 19 июля) и президента Военного Совета (таково было звание Дониссана), который также был назначен генерал-губернатором "Завоёванных земель" и который, сочетая эти два поста, мог серьёзно соперничать с главнокомандующим. Боншан и Лескюр были теми генералами, чьи слова имели наибольший вес в совете. Стоффле испытывал некоторые трудности с тем, чтобы быть на равных со своими коллегами-дворянами. Ларошжаклен обычно помалкивал, юный же шевалье д'Отишан напротив, несмотря на отсутствие опыта, активно участвовал в дебатах, но имел репутацию склонного к интригам.
Вопросы религии были переданы в руки пятерых духовных лиц: "Епископа Агры", который был избран президентом, Бри, настоятель собора из Сен-Лорана и генеральный викарий диоцеза Ла-Рошель, который также был духовником Лескюра и отвечал за чистоту веры(?), Родье, каноник и генеральный викарий диоцеза Анжер, Бернье, викарий Сен-Лэ (которому впоследствии было суждено сыграть очень важную роль в деле умиротворения Вандеи) и Дусси, священник из церкви святой Марии в Иль де Ре.
Барботи, который, как известно, первым присоединился к Стоффле, не был членом совета, но остался главным капелланом Королевской Католической армии.
Вообще я много чего хотел накомментить, но так устал, что могу только шутить по поводу духовника Лескюра, перефразируя эпизод из "Современного патерика" Майи Кучерской:
" - Сын мой, как бы я хотел, чтобы вы, наконец, кого-нибудь убили - благо и война идёт...
- О_о... Отец, но почему?
- Знали бы вы, как меня достало ваше бесконечное: "Отец, я съел кусок сыра в постный день"!"