Замечаю в своих рассуждениях и постах нездоровую тенденцию, в ВФР-фэндоме характерную, скорее, для фанаток Сен-Жюста, а именно - делать из любимого героя абсолютно неживой и картонный фетиш, при этом часто опуская окружавших его людей.
Увы, я чересчур яростно борюсь с мнением Виктории - а это, как говорилось в аннотации гугл-букс к её мемуарам, самый читаемый вандейский источник. Причём, например, её характеристика Ларошжаклена мне нравится, и не диссонирует с остальными.
Вообще в Вандее есть, как мне кажется, три "непогрешимых" героя, которых в принципе не критикуют - Ларошжаклен, Кателино и Боншан. Есть три персонажа, руководствовавшихся фразой "Цель оправдывает средства" - Мариньи, Шаретт и Стоффле.
И есть двое, которых по результатам пролистанного мною нельзя отнести ни к одной группе - это д'Эльбе и Лескюр. Потому, что если один из них относится к одной группе, другой почти неизбежно оказывается в другой. Свидетельствами их противостояния я считаю открытые обвинения Виктории (а она у нас "рупор Лескюра") и намёк д'Эльбе на неких "людей", избравших его ради защиты собственного своеволия.
Кто из них являлся инициатором конфликта - пристрастной мне судить сложно. Д'Эльбе был далеко не той личностью, что вызывает у всех любовь и тонны мимимишности, у него даже с простым человеческим обаянием было туговато, а вот Лескюр, при всей внешней непривлекательности, заслужил симпатии некоторого количества современников.
Как мне кажется, они в чём-то схожи. Идеалисты, поначалу поддержавшие революцию, очень религиозные. Оба претендовали на пост генералиссимуса, который, при всей моей любви к д'Эльбе, по справедливости должен был достаться Боншану - но Лескюр, по моему мнению, был бы в этой роли ещё хуже. Виктория с восторгом пишет "он прочитал все до единой книги о тактике" и это, при общей похвальности, с головой выдаёт в нём теоретика, скорее всего, до Вандеи в глаза не видевшего боевых действий - в отличие от Боншана и д'Эльбе.
Кажется, я уже говорила о главной проблеме д'Эльбе в роли главнокомандующего. Обладая некоторыми военными способностями (ведь он, как-никак, одерживал победы...), обладая недюжинным упрямством, с которым он цеплялся за все свои идеи, обладая авторитетом среди простых вандейцев, он, тем не менее, не был тем человеком, который бы мог объединить Вандею. Расстрелял бы Лескюра и Шаретта за невыполнение приказа - глядишь, и оппозиция бы притихла. К сожалению для этого он был слишком принципиален - скорее бы сам умер, чем кого-то расстрелял. Собственно, он и умер.
Проклятая принципиальность. Смешно, не будь д'Эльбе настолько хорошим, порядочным, честным и милосердным - авось и спасли бы Вандею...
Но именно за его порядочность я его и люблю. Можно долго спорить о её целесообразности, и я скажу вам - да, с практической точки зрения это полный кретинизм - отпускать пленников там, расстрелам препятствовать...республиканцы вон были хорошими практиками. Тюрьмы заполнены? Начались эпидемии? Очистить тюрьмы! И тюрьмы очистили. В историю это очищение вошло под названием "Нантские утопления". Каррье был практичным человеком, вот только его как-то не хочется восхвалять. И Тюрро с "адскими колоннами". И Вестерманна с его: "Милосердие - не революционное чувство!" и тысячами беженцев, убитых при Савене.
Они были прекрасными реалистами. Замечательными.
И именно поэтому я скажу: Да здравствуют идеалисты!
annedhiver
| понедельник, 26 мая 2014