20:11 

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
В попытке перевести письмо д'Эльбе самое сложное - это передать на русском языке всю чудовищность конструкций оригинала. Дело не в том, что я с трудом узнаю времена - я в принципе времена с трудом узнаю, но мне это не мешает понимать смысл, дело в том, что пока разберёшься, где кончается второе придаточное и начинается третье, забудешь смысл основного.
Подобный синтаксис я видел раньше только у Пестеля в "Русской правде", нам тогда ещё говорили, что это характерная особенность людей, думающих по-немецки. Кажется, правда что-то такое.

Без адреса.
Ландбодьер, 27 мая 1793 года.


Господа,
Я постановил себе за правило, от которого никогда не отходил: а именно оставить в полной власти приходов судьбу тех их обитателей, что были заподозрены в демократии. Таким образом, как я полагаю, должно оставить на свободе, арестовать или отпустить этих людей, и их собственные приходы должны лучше знать степень вреда, которую они могут причинить. Кроме того, это их сделает более бдительными и умеренными в арестах. В особенности я считаю, что вы должны принимать в Бопрео исключительно военнопленных, остальные не должны питаться от щедрот Короля. Кроме того, господа, я утверждаю с большим удовольствием и всем доверием то, что вы сочтёте нужным сделать. Если бы я был из ваших краёв, то это я просил бы у вас совета и обращался бы к светочам вашего разума, чтобы направить мои действия.
Примите мои уверения в уважении и самой искренней приверженности, с которой я имею честь быть, господа, вашим очень смиренным и покорным слугой,
д'Эльбе.



Что до моего комментария - я не устаю удивляться тому, как письма д'Эльбе отличаются от того, какими они должны быть. Ну они как минимум не должны начинаться сразу с дела, если это не чёткий приказ (а в приказе нет тех расшаркиваний, которые стоят внизу, там чёткая формула места и фамилий составителей). Более того, в письме с такой же концовкой про "смиренного и покорного слугу" (а это значит, в век чётких формулировок вежливости, что это письма одного "жанра" и с одинаковым уровнем близости между собеседниками) маркиз Отишан-дядя пишет виконту Сепо две страницы восхвалений и комплиментов, а о деле - меленькими буковками.
Это было бы понятно, получи д'Эльбе воспитание провинциального дворянина, но нет - его воспитывали, как будущего придворного, и должны были научить вить словеса так, что получалось бы не хуже, чем у Боншана. Откладывая в сторону мои фаноны - это очень и очень странно.

@темы: переводы, вандейское, в белом венчике из роз впереди идёт д'Эльбе

12:33 

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
Прошлый пост настолько фигово сформулировал, что самому больно читать - не могу понять, что хотел сказать помимо того, что все лицемеры, мир - отходы жизнедеятельности, ничто не истинно хд)



Стал замечать во всех околофандомных местах, где сижу - холиварка, твиттер - очень странное изменение.

Вот приди на холиварку в 2015 и скажи, что ты квир - тебе скажут, что это норм. Каждый имеет право называть себя тем, кем хочет. Учитывая, что там сидел народ с дайри, это было естественно. Меня самого в этом смысле взрастили дайри, ресурс, где встречаются интересные собеседники, на полном серьёзе считающие себя эльфами, реинкарнациями кого-то, ничтоже сумняшеся употребляющими мужской род хоть в посте о подборе лифчика, дайригеями, дайритрансами и наполеонами. Я искренне считал и считаю, что ты можешь просить называть себя как угодно, хоть генерал Бонапарт - я как бы в этом смысле тоже не безгрешен - если ты не начинаешь считать себя при этом выше всех этих мерзких людишек и поплёвывать на окружающих.
Существует определённая дайри-этика, ты приходишь в журнал человека и раз-навсегда принимаешь то, как он просит к себе обращаться - будь он хоть кроликогендер с прошедшим временем. Если ты реально заинтересован в этом человеке - не переломишься и напишешь "Он-кролик собрался на ЗФБ?". А он, в свою очередь, должен придерживаться того же правила по отношению к тебе.
С другой стороны, если для тебя кроликогендеры - что-то неприемлемое, то есть очень простой рецепт. Красный крестик в углу экрана навсегда избавит тебя от этого чудного видения.

И я рад видеть, что на дайри эта этика более-менее жива. Ну, история у неё постарше тумблер-гендеров, идёт, я подозреваю, ещё с тех времён, когда меня и в проекте не было - те же старые толкинисты и прочие ролевики с эльфами по жизни и прочим весьма интересным взглядом на мир.
Но остаются не только дайри.

Благодаря парочке подписок в твиттере я вижу кучу всякого либерального-профеминистичного от подрастающего поколения. Попадаются прекрасные шедевры - например, девица, через сообщение орущая о том, что мужиков надо посжигать и вообще только лесбиянки, только хардкор, а в остальных постиках у неё амрев и вашингтон/лафайет вроде даже, причём с восторженными слюнями на милых мальчиков.
Но я сейчас не о юродивых, а о тех, кто сравнительно адекватен. Так вот - там как бы признано за аксиому, что использовать мужской род - это мизогиния. Точка. Никаких шагов взад-вперёд-в сторону. Ахаха, какие гендеры, какой спектр сексуальности, есть только два гендера - шаурма и шаверма, вот это всё. При этом нет, они не гомофобы, наоборот - у подрастающего фандомного поколения огромный фетиш на однополые пары, причём не только на слэш, как у поколения нулевых, а и на фемслэш тоже. Более того, мне доводилось видеть твиты "ой, девчата, я тут такой фильм посмотрела, что даже...простите, но я зашипперила там гет!". Шипперить гет считается чем-то...неудобным. Вообще там всё больше фемслэша, причём, как мне кажется, любовь к нему уже не только искренняя, но и в чём-то политическая.

Что касается холиварки - я вижу, как увеличивается процент анонов, которые говорят о себе в женском роде. Раньше таких личностей насчитывались единицы, даже гендеросрачи шли между анонами, которые, собственно, говорили о себе в мужском роде, даже если позиционировали себя как противников гендерной теории. Есть в изменениях и хорошие моменты - например, по отношению к насилию М/Ж теперь попробуй только брякнуть "самадуравиновата" (зато по поводу других видов будет срач с активным участием тех, кто считает, что насилие мерзко не само по себе, а только по отношению к женщине от мужчины), но в остальном... Вот пришел в тред СЖВ анон, который написал всё в принципе похоже на мои мысли, кроме того, что его бесят стопятьсот гендеров - что существующая система крошит личность не только девочек, но и мальчиков, что задолбали с трансосрачами, что... в общем, много чего, кто хочет, может почитать (холиварсоо---Свежее-----СЖВ и лысый эльф-----с. 137). На него в том числе накинулись и за то, что а что, патриархат тебе божья роса?!
И в общем-то мне нравится его ответ (за вычетом гендеров) - я собирал себе ленту без скрепушек, думал, там будут нормальные адекватные люди, ан нет. В общем-то, он очень хорошо сформулировал то, что я не пишу гневные посты про тыжедевочка - я уже отписался и максимально уполз от всего, что могло мне такое вякнуть. Потом я попытался собрать себе, скажем так, просвещённый круг подписок, а в чём-то - и общения, но из хоть немного приятных мне "профем"-пабликов в контакте я могу назвать разве что EQUALITY и teenager problems (да и то - с оговорками), а с кругом общения бывали трабблы, потому что не дай провидение посягнуть на чью-то сверхценность - обольют отборными помоями.

Ну и про гендеры - я люблю стопятьсот гендеров. Я вообще люблю наклеивать на людей определения и ярлычки. Все эти ваши "каждый человек индивидуален" - это, конечно, хорошо. Давайте отменим названия цветов волос - просто волосы же, какая разница, пепельно-русые или тёмно-медные? А стили одежды - ну нафиг ваши "рубашки" "джинсы", "вельвет" и "вискозу", это же всё одно - тряпка, чтобы прикрыть тело.
Когда человек тыкает пальцем в список и говорит - "я бигендерный демисексуал и грейсексуал" - он делает заявление о том, как он себя позиционирует в данный конкретный момент. Конечно, хорошо бы, чтобы его самоидентификация оставалась стабильной, но требовать от него перестать вертолётить свой гендер я не имею права. Как хочет, так и позиционирует, хоть плодом противоестественной любви цисгендерных мужиков - эльфа и дракона. У меня есть полное право счесть его больным на голову и прекратить общение, но желательно не говорить ему об этом в лицо с оскорблениями. Тем более в открытом доступе. Это не лицемерие - это элементарная вежливость.
Что же об обязанностях? Ну а с этим всё просто. Если ты бигендерный демисексуальный грейсексуал - это не значит, что те, кто определяет себя как гетеро и цис чем-то хуже. более того, не стоит забывать, что даже если ты как-то необычно определяешь свой гендер и спектр сексуальности, то у тебя на лице это не написано. Окружающие видят...обычно девочку. И весь жестокий мир относится к тебе, как к девочке, за исключением дружественной среды, где все в курсе. Работодателю и преподавателю пофиг на то, что ты особенная снежинка с небинарностью, как ему пофиг на то, что кто-то рисует, спасает бездомных кошечек или что-то ещё. Для жестокого мира ты - функция, и относится он к тебе по набору технических характеристик, и из всего твоего богатого внутреннего мира ему важны пол и рабочие качества. Этот мир относится к тебе одинаково, будь ты цис-женщиной со страстью к косплею или небинарным гендерфлюидным пансексуалом - миру похрен. Мир пока ещё недостаточно развит, чтобы принимать твои правила игры.
Я люблю ярлычки потому, что, как это ни смешно, плохо разбираюсь в людях, и мне проще видеть сразу, что они декларируют. От определённых ярлычков, типа "антибабовец" и "радфемка" я сбегу сразу, потому что нет, не бывает адекватных фанатиков и радикалов любой окраски. Либо он радикал, либо лицемер, либо не относит себя даже на словах к какой-либо всратой хрени.

П. С. В моих постах появилось дофига ненависти и осуждения. Я знаю, что это плохо - кого-то ненавидеть. Но я так же знаю. что делают это практически все - остальные либо подавляют это чувство до невроза, либо живут в таком мире с самим собой, что я им искренне завидую. Мне слабо. Я не святой и, к счастью, перестал даже пытаться им стать - вышеупомянутый невроз, знаете ли, до сих пор сказывается.
Я пытаюсь отделить от себя мысли, которые мне неприятны. И понять, где же проходит черта между "да, тут мы не сходимся, но я понимаю и уважаю твою позицию" и "да, конечно, я принимаю тебя таким, какой-ты есть, даже с этими твоими недостатками вроде собственного мнения". К счастью у меня есть очень узкий круг людей, которые как раз первое. Часть из этих людей конченные фрики, цынеги, нигилизды, а все остальные просто странненькие, но знаете, однажды один бродяга собрал из рыбаков, чиновника налоговой инспекции, бывшего церковника, пары подростков и нескольких женщин очень прикольную тусовку, которая изменила мир. Как-то неловко после этого осуждать фриков.

@темы: my opinion

12:35 

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
За мытьём посуды мне приходят интересные мысли, но, увы, не всегда в связке с их внятным выражением. Хотя я всё равно попробую.

По сути правые взгляды в любом сколько-нибудь приличном обществе - это зашквар. Стоит признаться в своём консерватизме - и ты уже ватник/нацист/нужное подчеркнуть.
Здесь нужно сделать ремарку о том, что, собственно, считать правыми взглядами? Российская политическая система этот ответ (как и любой другой, кроме блаженного пускания пузырей) дать неспособна - потому что российская политическая система представляет собой правящую партию и оппозицию разной степени прикормленности. Неприкормленная оппозиция как правило живёт недолго и несчастливо.
Обращусь к тому, что знаю намного лучше даже родного политического трупа - систему французскую. И там даже по прессе видно - уважающий себя интеллектуал, представитель респектабельного среднего класса, словом - рукопожатный человек за утренним кофюшком читает "Монд". Или "Либерасьон". Или даже "Юманитэ". Если он сидит и читает "Фигаро" - это ещё ничего, но на него могут смотреть уже странно, потому что Монд - либералы, Либерасьон - социалисты, Юманите - коммунисты, а Фигаро - правые. Нет, не ультраправые, обычные голлисты. Но посмотрят странно всё равно.
Признаться вслух, что ты проголосовал за Марин Ле Пен - надо вообще иметь недюжинную смелость.
Признаться, когда я впервые открыл её предвыборную программу, то ожидал, что на меня посыплются объедки трупиков арабских младенцев, и, вчитываясь, был шокирован только тем, что шокироваться, собственно, было нечем. В чём-то утопично, в чём-то жёстко, в чём-то спорно, но ничего ужасного. Можно долго говорить о продуманности, но Макрон вон вообще писал свою программу методом "копировать-вставить" из всех остальных. Можно долго говорить о популизме, но что, Олланд хоть одно из своих предвыборных обещаний выполнил? Разумеется популизм. Что только не сболтнёшь ради президентского кресла. Можно подумать, хоть кто-то хоть что-то собрался выполнять, благо скинуть президента во Франции законным путём ничуть не легче, чем в России.

Так почему же правые зашкварны, а левые - респектабельны?

Я сейчас не о том, почему позавчерашний социалист со вчера созданной партией с загадочно "центристскими" позициями (и абсолютно левыми на контрасте с Марин Ле Пен) стал президентом после социалиста нынешнего, пролюбившего всё, что можно и нельзя (особенно то, что нельзя - теракты начались при Олланде, и безопасностью даже на уровне России никто не озаботился). Меня это интересует просто как одно из подтверждений того, что люди, скажем так, просвещённых взглядов, голосовали, по сути, не за Макрона. Будь на его месте лысый чёрт, одноногая трансгендерная вертолётосексуальная черепашка или, что хуже всего вышеперечисленного, вчерашний гражданин Афганистана строгого мусульманского вероисповедания - проголосовали бы за любого из этого списка, лишь бы не Марин Ле Пен, вне зависимости от её президентской программы и того, насколько при ней изменилась позиция Национального Фронта по очень многим вопросам.

Когда на меня внезапно накатывает желание жрать навоз говорить о политике, я понимаю, что по сути-то в мозгах любого собеседника существует связка. Если ты правый - ты за традиционные ценности, если левый - за толерантность и либеральные ценности. Все либеральные ценности. Скопом. Ты должен быть толерантен ко всем традиционным угнетённым, жалеть ЛГБТ, мигрантов, беднейшие слои населения, одновременно считать себя гуманистом и полагать, что революция - справедливое орудие против тех, кто нетолерантен. Если мигрант совершил преступление - бедный, невежественный человек. Ни в коем случае нельзя наказывать, даже если он совершает это уже в пятый раз. Он же просто не понимает!

От левых идей любой эпохи веет лицемерием. Про французских революционеров я уже сказал всё. Какие-нибудь прекраснодушные Гюго говорили такие вещи, которые сравнимы с цитатами из "Майн Кампф". Мировая революция, к счастью, не стала мировой, но в России ради общего блага полегло довольно-таки дохрена народу.
Теперь бы я сказал, что левые идеи убивают своих носителей. Будь толерантен ко всем несчастным - даже если несчастные и угнетённые готовы перерезать тебе горло или изнасиловать в ближайшей подворотне.

Правые могут иметь сколько угодно недостатков, но как правило они по крайней мере не говорят сначала про всеобщую толерантность, а потом не обещают покарать тех, кто не вписывается в их картину мира.

И вот знаете, если толерантность может быть частичной - я предпочёл бы частичную толерантность и тех, кто сразу декларирует мне свои сколько угодно жёсткие намерения, даже если они направлены против меня. Зато честная игра, без всяких подстав.

Как показывает практика, люди готовы жертвовать честностью ради возможности почувствовать себя хорошими, продвинутыми и толерантными.

@темы: nowadays, my opinion

09:38 

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
Раскочегарился, решил читнуть ещё и статейку про республиканских гренадеров, взятых в плен у замка Буа-Гролло после ожесточённого сопротивления. По этому поводу член администрации дистрикта Сомюра даже писал коллегам из Атлантической Луары (тогда Внутренняя Луара) и Вандеи примерно следующее, помимо всех скорбных воплей:
- Ребят, давайте пока особо не издеваться над пленными роялистами, а то ведь они могут и ответить...
Да, он сам говорит - "такое же варварское обращение". И не стыдно ведь этому bougre d'esprit.
...знаете что самое забавное? Что страшные-ужасные разбойники по возможности хорошо разместили и даже кормили пленных, как могли. Издевательства над пленными остались уделом борцов за светлое будущее...

Я снова начинаю плеваться ядом в республиканцев. Конечно, мне могут прийти и рассказать про Машкуль, опять. Это общее место республиканской историографии - "ну а что они хотели после Машкуля?!".
Однако удивительно, что роялисты были способны на милосердие, хотя не везде, не всегда и не все, признаю. А вот республиканцы - нет, более того - они молчали о милосердии роялистов. Мерлен Тионвилль так не стесняясь и сказал - неча васяткам кому-то знать про то, как Боншан помиловал перед смертью пять тысяч пленных. У нас-то такого нет, поэтому давайте забудем. У роялистов нет газет, а мы напишем историю на правах победителей.
Тем больше я уважаю Шарля Леве, который не стесняясь упомянул о том, что далеко не все роялисты сволочи, как и о милосердии Боншана, не где-нибудь, а на суде, где его могли и гильотинировать на всякий случай... И тех, кто, будучи спасён Боншаном, потом писали петицию о том, чтобы помиловать его жену - по сути они спасли жизнь ей и их с Боншаном дочери, которая успешно дожила до преклонных лет.
Увы, это - исключения, люди, которые поступали вопреки политике, объявившей Вандею корнем всех зол и гнездом жыдорептилоидов.


Статейка по сути даже не статейка, а по большей части - рассказ двух пленных республиканской администрации о своих (зло)ключениях. Их просто так, без всякой охраны, без всего отправили без какого-либо ограничения времени отнести письмо своих товарищей республиканской администрации. В письме говорится, что всё норм, с нами тут хорошо обращаются, надеемся, что вы с роялистскими пленными тоже обращаетесь хорошо, не могли бы вы поговорить об обмене пленными?
Обмен никогда не состоялся - Париж безмолвствовал, вандейцы не были признаны воюющей стороной, в то время как они сами отпускали пленных под честное слово больше не воевать против них.
Но они не были воюющей стороной - и законы войны, делающие её хоть немного более человечной, распространялись на них не больше, чем на бешеных собак.

А ведь "гонцы" надеются на то, что законы войны будут соблюдаться, что "да, они восстали, но они воюют против нас так же, как англичане, пруссаки, австрийцы или испанцы, почему мы не можем договориться с ними так, чтобы не уронить достоинство французов-республиканцев?"
Видимо, наверху не придерживались мнения, что бессмысленная жестокость не делает чести прежде всего тому, кто её совершает, вне зависимости от того насколько короткой была юбка, насколько инфернальные свинофилы находятся по другую сторону фронта.

@темы: вандейское

08:01 

Читаю Гастона Бландена

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
Увы, не так много, как хотелось бы - всего лишь его статью о госпиталях и краткое содержание книги про медицину в Вандее. Сложно, потому что куча незнакомой лексики, которую приходится гуглить. Ладно, чесотку я загугливал уже, теперь настало время узнать новые слова, хотя без знания слова "изнасилование" я бы предпочёл обойтись...особенно в контексте того, что женщины мало того что подвергались насилию, так ещё и массово при этом заражались сифилисом, от которого тогда не существовало лекарства - только ртутная мазь для облегчения симптомов. А потом заражались их дети... Как теперь развидеть кусок из мемуаров Бенабена, читанный у Жерара, где тот описывает резню при Ле Мане, где погибло 15 тысяч роялистов, причём в основном женщин и детей - как мемуарист едет через всё это, а там убивают и насилуют со смехуёчками...
Впрочем, у Шаретта были не лучше, да что там, и в самой ККА было не без урода, но там за такое могли и к стенке поставить. По поводу изнасилований точно не знаю, но раз был закон, запрещающий посягать на чужую собственность (на первый раз за это пороли плетьми, на второй расстреливали), то более чем уверен, что за прочие морально хреновые поступки там не гладили по голове иначе как прикладом.


В остальном всё не менее чудесно - простуда, туберкулёз (заболевания лёгких и дыхательных путей вообще характерны для того региона - и я понимаю, почему, при такой-то кошмарной сырости!), дизентерия и прочие кишечные болячки, чесотка, которую даже Марсо умудрился подхватить (и один из моих мемуаристов, Леве, тоже не избежал этой участи, причём, ничтоже сумняшеся, упросил врача молчать и пошёл дальше, останавливаясь на ночлег у бро...иногда он всё же непроходимый идиот). Республиканцы в свою очередь мерли от малярии, потому что болота Марэ и сейчас не курорт, а тогда были...ну, не курорт уж совсем. Местные, кстати, знали, что насекомые как-то связаны с заразой и окуривали дом всякими воняющими травками, но, понятное дело, местные дикие варвары не были склонны делиться этим сакральным знанием с посланцами светлого завтра на кончиках штыков.

Статья, кстати, гораздо легче краткого содержания монографии, почти всё понятно. По сути госпиталя и больницы того времени очень средневековые, особенно в Вандее, куда даже в республиканские учреждения не доходило гос. финансирование, а традиционное финансирование за счёт десятины, доходов с церковных земель и пожалований сеньоров было отменено. Всё ещё существовало, кстати, разделение собственно на медиков и хирургов, и если последние ещё водились, то именно врачей в регионе было раз-два да обчёлся. Госпиталя на 300 кроватей - что-то фантастическое, в основном на 10-20, понятно, что жуткая теснота, скученность, могли спокойно положить на одну кровать республиканца и роялиста. Кстати, вот даже в армии Шаретта нашёлся человек, который лечил всех без разбора сторон - хирург Ардуан, пленный республиканец, потом ставший заведующим госпиталем в Машкуле - как я понимаю, ненадолго, 1794 год он не пережил.
А вот один госпиталь существовал-существовал, лежали там пленные из двух лагерей, а потом пришла одна из адских колонн - и никто больше не лежал. Ну, живым.

@темы: вандейское

11:09 

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
Пока шел в магазин, подумал о том, что моя жизнь местами напоминает толкиновское "Возвращение Беорнота". Кто не знает - это фичок Толкина по мотивам древнеанглийской поэмы про предводителя саксов, который из-за гордости и показного благородства погубил и себя, и свое войско.

"Возвращение..." (в оригинале Homecoming, учитывая, что заканчивается все похоронами, название имеет явный религиозный подтекст, кмк), собственно, это история о том, как два саксонских воина, оказавшихся в стороне от сечи, ищут тело Беорнота. Тортхельма, сына менестреля, постоянно заносит, он ходит с отсутствующим взглядом типичного глюколова и бормочет обрывки традиционных восхвалений павшего вождя, а Тидвальд его постоянно одергивает - "Беорнота хороним, не Беовульфа". Мол, хватит поэзии, вернись на землю, чел.
... Иногда мне кажется, что я Тортхельм по жизни.

@темы: о себе любимом

09:23 

Читая Алена Жерара

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
Думал, что нашёл пруф на спасение пленных - нет. Сижу, как раздавленная лягуха или как Боншан в эту дату 224 года назад.
Зато Жерар хотя бы без ссылки это упомянул, будет что предъявлять Бовыкину.

Описание Лескюра: тысячи дифирамбов талантам, благочестию, куча цитат из Виктории
Описание Шаретта: куча цитат из Буве-Демортье, комплимент, который сделал ему Наполеон
Описание д'Эльбе: ну, он был не из тех, из кого выходят герои
Кажется, мне пора оформлять гражданство Плутона. Ещё пара монографий - и я, наверное, разрыдаюсь. Потому что ну действительно, зачем копать глубже, если можно описать д'Эльбе цитатами ИЗ КЛЕМАНСО И ВИКТОРИИ :facepalm3: :facepalm3: :facepalm3:
В десятый раз - так как же так вышло, что среди всех этих белых и пушистых затесался чёрный и отвратительный д'Эльбе?

Я же сказал, что буду рыдать? Так вот. Я уже.
Я добрался до выборов генералиссимуса.
Когда д'Эльбе обвиняют в интригах, чтобы занять этот пост, я ржу, полыхаю, называю всех утверждающих содомитами. Но Жерар сделал проще - он сказал правду.
Что д'Эльбе выбрали потому, что он не мог их всех построить, а они могли делать при нём всё, что хотят.
Самое поганое - что это правда.
Самое поганое - что сам он это понимал. Что среди его талантов не водится ни дипломатичность Боншана, ни умение рявкнуть Стоффле, ни уж тем более умение бестрепетно поставить кого-то к стенке. Фактически Жерар, над всеми дискуссиями, говорит, что д'Эльбе виноват в том же поражении при Люсоне - потому, что он, грубо говоря, не засунул план Лескюра самому Лескюру в интересные части тела и не расставил всех по струночке, пинком придав нужное ускорение в сторону республиканских позиций.
При этом его не назовёшь ни бездарным полководцем - на его счету были очень удачные сражения и почти не водилось фэйлов, за исключением тех, которые случились по абсолютно не зависящим от него причинам, ни нерешительным или трусливым - нужно обладать абсолютным, почти болезненным бесстрашием, чтобы провернуть эпизод с "Отче Наш", а потом вести долгие, философские и не лишённые иронии беседы с людьми, которые должны были с часа на час поставить подпись под приказом о его расстреле, да что там - его ни один хейтер даже не посмел назвать трусом или нерешительным рохлей. Наконец, ему нельзя было отказать даже в мозгах и некоторой доле проницательности - он с самого начала знал, что восстание ничем хорошим не кончится, и пошёл туда лёгким шагом обречённого на смерть.
К сожалению, все его таланты отступают перед тем, что он не мог ударить кулаком по столу и заставить всех делать то, что говорят. Ну, знаете, есть у некоторых людей дурная привычка думать, что некоторые личности понимают по-человечески. Словами через рот.
Это очень больно - читать про то, как принимали план сражения при Люсоне. как Лескюр разливался соловьём, Шаретт не отставал, а д'Эльбе мог только иронично улыбаться. Иронично - и, думается, очень и очень горько, потому что понимал, что всё катится в бездну. И как бы он не обвинял перед Тюрро в развале всего всех остальных - думаю, в глубине души он больше всего винил себя. Слишком умный и совестливый.

Жерар заметил одну очень интересную вещь, по крайней мере в отношении генералов - то, что он назвал "суицидальной психологией". В общем-то каждый из них в той или иной степени чувствовал, что он, ввязавшись в восстание, подписал себе смертный приговор, по сути, каждый из них - живой мертвец. И каждый, как кажется уже и мне, пытается забыть это по-своему.
Анри машет на это рукой, потому что дети не верят в смерть. Лескюр обставляет всё с античным пафосом, власяницей и мечом времён Карла Великого. Шаретт бухает и трахает баб. Стоффле просто дерётся до последнего, не щадя в том числе своих. Боншан светски улыбается. Д'Эльбе, как это ни смешно, пытается обмануть смерть в самый последний момент - потому что на самом деле умирать страшно. Вопрос только в том, что купить жизнь он готов был себе не всякой ценой и в общем-то, думаю, был не сильно удивлён и обескуражен, когда его всё-таки убили, когда он не поступился честью.
Отряд самоубийц - до того, как это стало комиксами.

Наконец дочитал. Под конец накрыло ужасом - где-то на начале октября. Сжимающееся кольцо республиканцев, и всё, что было сделано, сыпется между пальцев пылью и золой.
А потом живые картинки бойни под Ле Маном. А потом - те самые слова Вестерманна. Милосердие - не революционное чувство.
И вправду - по большей части оно так и осталось монополией тех, кого революция убила.

Внезапно подумал о том, что беседа д'Эльбе и Тюрро на Нуармутье помимо всего прочего - это беседа человека, готового умереть, лишь бы не допустить убийства беззащитных, с человеком, готовым убивать беззащитных, лишь бы не умирать.
От того, чтобы к черту рехнуться в процессе копания в Вандее меня спасает очень краткий списочек вещей. И наряду с уползательными аушками среди них числится, наверное, довольно глупая вера в то, что в посмертии каждый мерзавец на собственной шкуре жгучей серной кислотой ощутил каждую пролитую им каплю крови и слёз.

@темы: вандейское, тлень

08:23 

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
Отослал Бовыкину введение и обзор источников к диплому, воспалёнными глазами пырю в Ж.-К. Мартена. К счастью, это хоть и норм исторический труд, но там мало текста и много картиночек. В принципе толково излагает основы - всё было шумно, бестолково и иногда весело, но закончилось грустно.

Очень нравится его выражение про сословную принадлежность д'Эльбе - "noblesse hypothétetique". До этого моим чемпионом было жераровское "pas vraiment noble". Скоро соберу коллекцию и назову "немножко беременность".

Мартен лажанул с локацией спасательства пленных д'Эльбе - не Бопрео, господи, Шемийе же, но радует, что он вообще об этом написал. За неимением письменных источников об этом знаменательном событии (это не Боншан с километровыми пруфами и не Лескюр с Викторией, которая стоит километровых пруфов) очень важно, что Мартен об этом говорит - я могу на него в этом сослаться и прикрыться его авторитетом, что вот даже он на это ссылается, а Мартена Бовыкин уважает. То есть я, конечно, упомяну, что нэма у нас особых доказательств, но...
Но должен же я хоть как-то поговорить о д'Эльбе.

Вот Мартен пишет, что избрание Кателино - победа над дворянами, но я не совсем согласен. Победа была бы - если бы они, прости господи, Стоффле избрали. А так Кателино был просто идеальным кандидатом на роль живого знамени, но в то же время своеобразного третейского судьи и гасителя конфликтов. Я вообще считаю его на редкость умным, талантливым и проницательным человеком, который в числе своих талантов имел и очень редкий - признавать свою некомпетентность и передоверять дело тем, кто в нём шарит. А ещё меня всегда несказанно радует, как он поставил на место Дониссана.
Ну и к тому же за избрание Кателино голосовал в первую очередь Лескюр, и согласились с этим большинство предводителей, а они то-были дворянами, какой им резон выбирать кого-то, кто им не нравится? Единственный, кто вслух был несогласен с этим выбором - сам Кателино, он, как я уже говорил, был на редкость проницателен, и уже тогда понял, что должность генералиссимуса - это как должность преподавателя по защите от Тёмных искусств.
На ней пребывают недолго, несчастливо, и уходят зачастую вперёд ногами.

@темы: вандейское

20:23 

Право на "нет"

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
В твиттерской ленте мелькнул возмущённый твит о том, что одна московская фастфудочная запустила акцию "дай кассиру полапать тебя за грудь и получи скидку в зависимости от размера".
- Пойду искать пушап, - сказала Электра. - И бро позову, у бро шестой размер груди.

Пожалуй, я склоняюсь ко второму варианту, поскольку не понимаю резкого неприятия сексуальной объективизации. Для меня неприемлемо - это когда сначала угощают, например, коктейлями, а потом в ультимативной форме требуют за это секс. Если кому-то нужен секс за коктейли - пусть предупреждает сразу. Я вот не соглашусь, а есть девушки, которым норм, у них такие личные границы. Это всегда вопрос личных границ.
Кому-то не нравится, что его трогают за грудь. Мне тоже не особо нравятся чужие прикосновения, но за тридцать-сорок процентов скидки дать потрогать два бесполезных комка жира, которыми меня за каким-то хреном одарила природа - да господи, пусть лапают, если им нравится. Но я бы, например, мог бы в теории пойти в лесбийскую проституцию, если бы такая существовала. Не норм в проституции - это когда туда вовлекают насильно, когда у девушки нет выбора, когда отсутствуют социальные гарантии и элементарная защита от психов и садистов (не в БДСМ понимании). Вообще в идеале у каждой проститутки должен быть свой список того, что она приемлет и не очень. И совсем не приемлет, даже за деньги.

Можно, конечно, возмущаться - как так, кто-то считает своё тело товаром! Но это, повторяюсь, вопрос личных границ. Не обязательно у тех, у кого личные границы могут включать в себя заработок телом, нет самоуважения и психологические травмы. Они могут просто считать, что половые органы - такой же инструмент заработка, как и руки, как и мозг. Я, например, с особым цинизмом навожу красоту перед походом на клубную тусу раз в год - это почти гарантирует мне до четырёх коктейлей от представителей противоположного пола (лишними не будут, я нищеброд). Я, в свою очередь, могу с ними потанцевать и пообщаться - до сих пор с ностальгией вспоминаю, как в одном питерском клубе в пять утра к нам с Электрой подсели какие-то мужики, заказали нам ягеря, и с одним из них я увлечённо спорил о живописи раннего нового времени. Нормальные люди как правило понимают - они угостили нас добровольно и без всяких условий. Мы так же добровольно можем согласиться на что-то большее или отказаться, они могут переспросить, но не более. Никакого принуждения или скандала - пока чётко словами не оговорено, что мы им что-то должны за коктейли, мы ничего не должны, кроме светской беседы. Эдакая почти дженовая версия гейши.
Должен ли я возмущаться, что кого-то во мне в первую очередь интересуют накрашенная морда лица и вырез? Нет - мне норм, пока этот кто-то помнит, что у обладательницы условно симпатичной мордашки и сисек есть право сказать "нет".
Такое же право сказать "нет" должно быть у любой женщины на любом этапе её жизни. Если девушка согласна целоваться за коктейль - это не значит, что она готова за него трахаться. Если проститутка согласна на обычный набор услуг - это не значит, что она согласна на жёсткий БДСМ с тремя мужиками. Если порноактриса готова сниматься в групповухе - это не значит, что ей понравится съёмка в зоопорно. У любого человека, вне зависимости от профессии, есть личные границы. Не всегда он осознаёт их заранее - поэтому право на "нет" должно быть у него в любой момент в его жизни. Обязанность второй стороны - услышать это "нет".

upd. Развёл дискуссию. Ощущение, что некоторые возмущаются законом об оскорблении чувств верующих только потому, что он защищает не их веру.

@темы: my opinion

00:20 

Любви к Шарлю Леве псто

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
Если у меня спросят, кто из республиканцев вызывает у меня наибольшее восхищение и сочувствие, я отвечу - Шарль Леве, капрал-фурьер 5-й компании 2-го батальона legion du Nord.
Попав в плен, после которого он остался калекой в двадцать пять, попав, вернувшись к своим, в тюрьму по идиотскому и беспочвенному обвинению, после которого он восемь лет отмывал своё доброе имя, сражаясь попеременно с бюрократией и ревматизмом, среди шарахающихся от него родных, недружелюбных чиновников, среди ещё менее дружелюбных роялистов, среди любого кромешного ужаса, даже когда он, насквозь больной, застуженный до полусмерти и с чесоткой, вынужден идти пешком от Анжера до Сомюра посередь холодной зимы, чтобы получить очередной документ...
Среди всего этого он не перестаёт иронизировать и улыбаться.
Война имеет привычку ломать людей. У Шарля Леве она отняла здоровье, загнала его в могилу в тридцать семь, оставив от него на земле только беременную жену и мемуары.
Но он ни на одну секунду не начинает ныть или жалеть себя. Да, всё нерадостно, констатирует он, но вот мне дали хлебнуть водки, вон даже постель нашлась, а вот этот милый человек мне всё же выдаст направление в госпиталь, завтра я подойду и попрошу его ещё раз, а если не выйдет - попрошу своего земляка мне помочь, он не откажет.
И он может находить лазейки, юлить или даже абсолютно дружески болтать с роялистами, но не теряет достоинства ни в плену, ни перед революционным трибуналом - никогда.
Это пост восхищения одним из мемуаристов.

@темы: вандейское, ВФР

04:23 

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
Пробил два французских @ почувствовал себя человеком
Вместо одного из них сидел на паре Бовыкина у третьего курса и подзаряжался энергией нормальных пар хд) Потому что после того, как Андронов отменил в этот понедельник лекцию, я ходил дохлый, а моё расписание окончательно стало расписанием не истфака, а филфака или ФИЯРа - два языка и педагогика (на которой я обычно лихорадочно доделываю/списываю очередное задание по французскому).
Послушал про Славную революцию и про ситуацию в Испании 17 века (в общем-то про Испанию 17 века можно сказать очень коротко, даже одним словом, но оно нецензурное - настолько всё плохо), аж жить захотел. Потихоньку грызу историографию, а сейчас внезапно сел и дописываю вторую страницу введения, параллельно внимательно разглядывая обзор источников - может, тоже написать...

@темы: гранит науки, vita

06:25 

Читаю Альфонса де Бошана

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
В основном по поводу пленных, но по ходу дела попадаются интересные моментики. Например, он пишет, что Дониссану, как губернатору завоёванных земель, были назначены советники, и кто бы вы думали? Буаси и Отрив. Удивительно, как при абсолютной неспособности д'Эльбе проворачивать хоть какие-то нормальные интриги он сумел так всё устроить - чтобы одного из самых опасных для него чуваков окружали два его самых верных человека и смотрели, чтобы не наприказывал лишнего. А то по порядку, если я не ошибаюсь, должность генералиссимуса в случае смерти д'Эльбе должен был занять Боншан, а вот после него - Лескюр, который не то что бы прямо-таки смотрел тестю в рот, но был явно сильно подвержен его влиянию. Учитывая "удачливость" Боншана, прямо притягивающего к себе пули, не было никакой гарантии, что вскоре Лескюр не станет вторым в этом списке, а тогда, я почти уверен, очень скоро д'Эльбе мог бы совершенно случайно упасть на голову кирпич с надписью "С любовью, Ги де Дониссан".
Не то что бы я плохо думал о людях, но да - иногда я думаю о них очень плохо, и у меня нет никаких сомнений в том, что Дониссан был непомерно высокомерен, довольно амбициозен, а на д'Эльбе смотрел как на зарвавшегося выскочку, особенно после того, как д'Эльбе идиотски понтанулся знакомством с коннетаблем принца Конде. А ещё Дониссан провёл достаточно времени при дворе, чтобы поднатореть в интригах, и у меня нет никакой уверенности, что он удержался бы от искушения проломить одну очень мешающую ему голову...

Ещё Бошан тут пишет, что лошадь Сантерра, удиравшего при Вийере, перепрыгнула через стену аж в десять пье. До этого я слышал про шесть, и это кажется мне более вероятным, потому что десять пье - это более трёх метров. Вряд ли лошадь была чемпионом по конкуру.

Депутат Тирион - навеки в моём сердечке!

Опять натыкаюсь на то, что Дюгу было трое, и в каких родственных отношениях они были друг с другом - неведомо. Во-первых, Отрив. Во-вторых, республиканский генерал Дюгу, который ему вроде бы двоюродный дядя (с учётом того, что Отриву было под полтинник, а точнее 46 или 47, из республиканского дядюшки должен был песок сыпаться) . В-третьих, шевалье Дюгу, юноша лет двадцати. У Отрива были племянники, дети кого-то из его четырёх братьев, но я не помню, что с ними стало, а уж тем более - какого они возраста. Шевалье Дюгу, как я говорил, было двадцать, и он был очередным летним рыцарем - когда во время отступления пришлось оставить раненых, он отказался уйти и бросить их.
И когда пришли республиканцы, его убили вместе с ними.

Очень необычно видеть столь часто вообще упоминание д'Эльбе. Бошан писал в самом начале века, до появления мемуаров Виктории оставалось лет семь, она пока только начинала их писать. Бошан успел вовремя, его не поразил мозг рака и сиреневая плесень, поэтому можно наблюдать очень интересную картину, где на первом плане вовсе не Лескюр и Анри. Прежде всего д'Эльбе, Боншан, Шаретт, периодически кто-то из тех, кого потом начали забывать, типа Домманя, руарана и прочих. Лескюр мелькает, но я бы сказал, что не чаще д'Эльбе, а заметно реже. Если сравнить с Кретином-Жоли - небо и земля. Это у него там так воровато д'Эльбе вписали в последнюю очередь парой равнодушных строк после дифирамб всем святым и преподобным остальным (что в голове у людей, у которых Шаретт оказывается святей д'Эльбе - не хочу даже знать. Это уже не сиреневая плесень, это что-то запредельное и болезненное).
До Виктории, конечно, д'Эльбе тоже основательно полили. Ну вон, тот же Буве-Демортье, заявивший, что напишет апологию Шаретта, а в итоге на протяжении четырёх томов пытавшийся определиться, бездарный ли идиот у него д'Эльбе или серый кардинал с абсолютно жыдорептилоидными замашками и не иначе как даром прорицания. Но Буве-Демортье потерял берега совсем, когда обвинил Гиацинта де ла Робри в том, что тот предал Шаретта. На месте неуважаемого неисторика я бы так не выделывался на чуть ли не единственного человека, который смог пробиться на большую землю с захваченного Нуармутье - он просто порубал в капусту всех, кто оказался у него на пути и необычайно холодной зимой, в январе (!!!) переплыл пролив между Нуармутье и материком.Там пара километров. Я там был, и это надо быть Терминатором, чтобы после такого выжить.
Так что ничего удивительного в том, что Буве-Демортье очень скоро извинился и лепетал, что погорячился.
Виктория, конечно, тоже немножко извинилась за слишком уж развесистые мозговые слизни первого издания, хотя в основном на неё наехали за Стоффле - были живы те, кто служил под его началом, вступился за него, кажется, даже граф Кольбер де Молеврие, у которого он до революции служил егерем (а младший брат графа потом служил у Стоффле адъютантом, уже в 1795 году). Все близкие д'Эльбе остались с ним до конца и были погребены в том же рву, и я, помимо чисто моральных терзаний, рву на себе волосы по поводу того, что кто-то из них ведь мог бы выжить и написать мемуары. Потому что есть у нас мемуары вдовы Лескюра, есть мемуары вдовы Боншана, а вот д'Эльбе мы знаем в основном по отзывам людей, которые его знали очень и очень шапочно, в основном уже во времена восстания с чисто деловой стороны. Я готов молиться всем богам, включая парочку придуманных специально под этот случай, что Сапино де Буа-Юге, друг Боншана, который видел д'Эльбе где-то в 1789-90 (после женитьбы, но до эмиграции), оставил свою заметку, а вот его кузен, Сапино де ла Рэри, который общался с д'Эльбе настолько хорошо, что был свидетелем на его свадьбе, не сказал ничего. Козёл антиисторичный
Словом, я в очередной раз говорю о пагубном влиянии Виктории на неокрепшие умы всех авторов, что писали после неё следующие полтора века как минимум, а в какой-то мере и по сей день. Даже Эпуа, написавший биографию д'Эльбе (зубодробительно пафосную, но ценную цитатами из источников), находится под влиянием Виктории, просто, если можно так сказать, реверсным - он тупо отрицает её. Не то что бы я тоже считал её прямо достоверным источником, но с той источниковой базой, которая вообще есть про д'Эльбе, нельзя игнорировать ни одно свидетельство. *здесь пламя дрезденских архивов в сорок пятом уносит меня на Плутон, как три белых коня*



Шоб два раза не вставать - всё не даёт мне покоя происхождение д'Эльбе и ситуация с неудавшимся повышением. Есть одна смущающая деталь - если бы он приехал к Александру д'Эльбе просить протекции, то почему так оскорбился на предложение поискать её у любовницы военного министра? Разницы-то никакой, более того, это нормальная практика эпохи - дать контакты нужного человека, могу предположить, что Александр д'Эльбе мог и на рекомендации расщедриться.
Значит, д'Эльбе приезжал не за этим. Значит, за подтверждением своего родства с ними, в котором был убеждён, и просил подтвердить, чтобы четыре поколения дворянских предков.
Дальше возможны варианты. Либо у самого главного семейства с документами было плохо, либо им было тупо лень, либо то, что они могли накопать, д'Эльбе бы всё равно не помогло. Ну, оказался бы он потомком какого-нибудь младшего сына, лишённого за проступки доли в наследстве и вообще отрезанного ломтя для семьи, или, что более вероятно - потомком какого-нибудь бастарда какого-нибудь уважаемого члена этого семейства.
Разумеется, ради бедного родственника рыть всё это не стали, но при этом не выставили за порог, то есть не сочли вовсе чужим. Он реально для них вот такой не совсем удобный бедный родственник, которому вроде и не станешь помогать, но совсем выставить за дверь тоже нельзя. Поэтому Александр д'Эльбе ему и даёт наводку, у кого просить, и это реально немалая помощь для человека, который абсолютно не разбирался в столичных интригах и интрижках. Другое дело, что д'Эльбе смертельно оскорбился.
Всё это мы знаем из воспоминаний Антуана-Адриена д'Эльбе. Этот человек известен тем, что в 1823, если не ошибаюсь, году Карл 10 подтвердил своей королевской волей, что это семейство - родственники прославленного героя.
Который стал нужен только тогда, когда погиб.
И было уже немного неловко писать, что когда-то Александр д'Эльбе не спешил признавать эти родственные узы. Кто бы мог подумать, что странный неказистый заика в уже неудобном для его возраста чине лейтенанта десять лет спустя станет во главе роялистского мятежа и умрёт так, что спустя ещё двадцать лет можно будет говорить, что за короля. Думаю, он умер за то, чтобы сделать мир чуточку лучше.
А потом на его труп пришли двуногие шакалы, осмелившиеся примазываться к его славе.

@темы: my opinion, вандейское, в белом венчике из роз впереди идёт д'Эльбе

02:14 

Коротко о жизни

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
В последнее время чувствую себя неважно - видимо, это стандарт моей осени. помню, как мучился в прошлую зиму до самого первого снега, да и после него было не сильно лучше.
Подавал фичок на РСИЯ, не прошёл в шорт, по этому поводу много истерил и не мог нормально есть (склоняюсь к мысли, что когда-нибудь меня всё же догонит нервная анорексия и даст мне по всем частям тела). Не говоря уж о том, что из историографии я прочёл только статью на пять или шесть страничек, да ещё просмотрел один ранний труд (Альфонса де Бошана) - он есть в гуглбукс, и там можно сделать поиск по тексту.

"Да пойди и купи себе бухла" - сказала Электра, и я в итоге решился на этот сложный (нет) шаг. Из магазинов пропало не то что бельгийское пиво - даже его русские версии, типа Аффлигема, разлитого в Питере, так что пришлось переходить на Стеллу Артуа. Надо запилить тот самый мемчик с персонажами Шрека:
- Баварское!
- Богемское!
- Баварское!
- Богемское!
- БЕЛЬГИЙСКОЕ
(В моём окружении никто не любит бельгийское пиво, а Электра вообще считает меня извращенцем, хотя против "Погреба Тролля" и сама ничего не имеет).
При этом я умудрюсь встать к первой паре, куда денусь.

@темы: vita

04:30 

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
Наверное, я никогда не перестану полыхать ярким заревом с того, что д'Эльбе постоянно забывают. Кто же в Вандее святой и герой? Кателино, святой из Анжу. Лескюр, святой из Пуату (любопытно, что это прозвище, кажется, впервые появляется в мемуарах Виктории, господи, есть ли у этого дно). Ларошжаклен, который просто месье Анри, и этим всё сказано. Боншан, спасающий пленных, милый, добродетельный, скромный и вообще.
Где-то на заднем плане маячат Шаретт и Стоффле, не святые, конечно (эту сову на Шаретта умудрились с душераздирающим треском натянуть только Буве-Дерьмортье и Филипп де Вилье - один в эпоху, другой в наши дни), но тоже ничего, отважные такие, крутые чуваки, Шаретт же ещё такой обаяшечка.
...и как в эту череду героев и святых затесался какой-то там д'Эльбе, отставной лейтенант пятого полка шеволежеров и очень сомнительно что дворянин?

@темы: вандейское

04:23 

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
Неоднократно в комментариях к моим или электриным фикам мне попадался пассаж "чо это у вас военные тут ведут себя, как сопливые фиялки?".
Сначала я ржал, даже не посылая людей читать источники эпохи, где проявления чувств не считались для мужчины чем-то постыдным, потом стал злиться. Потому что ну блин, чуваки, а если вы работаете секретаршами - мне тоже на вас транслировать общественные стереотипы? Если чувак военный - он что, должен быть Брюсом Уиллисом 25/8?
Забавно, что большинство претензий к образу д'Эльбе. Я не спорю с тем, что местами несколько перегибаю палку в обмазывании его образа беззащитностью и розовыми соплями, ну так блин. Кем-кем, а стереотипным суровым солдафоном д'Эльбе не был от слова совсем, хотя, безусловно, имел стальной стержень и мог, в случае необходимости, поставить особо провинившихся к стенке. Всё это абсолютно не мешало ему страдать от несправедливости мира, иногда вслух (а совсем иногда - осуждать людей за глаза), верить в высокие идеи и быть, в общем-то, довольно ранимым человеком, не лишённым проявлений слабости и чувства сострадания.
Удивительная у него всё же карма - никогда и ни во что не вписываться.

Это-то ничего, но в общем-то, как мне кажется, это связано с общей тенденцией современной прозы под "жЫзненность". Автор заранее отбрасывает все краски, кроме коричневой, и вдохновенно рисует мир, где ползают коричневые мухи по коричневой вязкой поверхности. Почему-то психопаты, мелочные мерзавцы и лица нетрадиционной моральной ориентации являются единственным населением этого мира.
"Ой, как жизненно!" - вопят орды хомячков, а из меня начинает лезть богатый внутренний мир.
Здесь я сделаю кощунственное утверждение - я не люблю Сапковского. Более того, я считаю его посредственным писателем, именно за то, что он написал вот эту "жЫзненность", где социопат строит отношения со страдающей нарциссизмом, и они вместе растят маленькую психопатку. Я как-то сгрыз четыре книги "Ведьмака", пытаясь полюбить эту атомную бомбу с абсолютно не вызывающими сочувствие героями, хотя надо было дропнуть после пролога, кажется, первой - где Геральт равнодушно наблюдает, как насилуют тринадцатилетнюю девочку. Надо было как-то задуматься, что с этим героем мне явно не по пути.

Может, дело было в том, что я тогда уже прочитал "Стража" с похожей фабулой. Куча народу наезжало на Пехова за то, что он попёр "скелет" "Ведьмака", но у Пехова, на мой вкус, вышло удачнее. Наверное, потому, что у него довольно обычный чел, не считая его дара убивать тёмные души, ввязывается в абсолютно не касающиеся его дела, в которых он порой беспомощен почти так же, как и обычный человек. А всё потому, что ему больше всех надо, не может он стоять и смотреть, как кого-то там должны убить. И у него отношения с чувихой, которую он считает в первую очередь своим самым верным другом и доверяет ей больше всех на свете - как и она ему. В "Страже" вообще удивительно человеческие и естественные отношения, несмотря на то, что они построены на определённых шаблонах, но при этом им веришь, героям хочется сочувствовать, а не брезгливо удалить с читалки все тома.
Вообще я думаю, что если/когда я стану писать что-то натуралистичное и неприглядное, то я опишу, например, как герой болеет дизентерией. В подробностях. Или операционную полевого госпиталя в жаркий день. Или подробное описание родов в 18 веке. Это будет, простите за дурной каламбур, свежо, по крайней мере, потому что героям я попытаюсь додать хоть какую-то видимость того, что они не циничные бесчувственные мрази.
У авторов "жызненности", должно быть, очень криповая реальность.

@темы: my opinion

03:56 

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
Сегодня отправил Бовыкину 25 пунктов историографии, которую я рыл в историчке, ленинке, иностранке, ЦСПИ, в каталоге Национальной библиотеки Франции, попутно глянул в каталоги фундаменталки и, конечно, на Галлике. Ужаснее всего был четверг, когда я сидел, страдая от диких колик, в абсолютно ледяном читальном зале ЦСПИ, куда добирался больше часа (и это мне ещё повезло), и копался в нескольких чудом уцелевших томах библиографическогого справочника более чем столетней давности. Большинством томов почти не пользовались, это видно по неразрезанным страницам - знал ли я, читая в школе "Обломова" и отмечая про себя деталь с неразрезанной книгой, что в будущем буду криво и впопыхах пилить их сам тупым канцелярским ножом?

Едва не разболелся, помог клюквенный морс и то, что наконец-то включили отопление. Поскольку я постоянно живу с хоть немного приоткрытыми форточками, даже в лютый мороз (иначе начинаю задыхаться), в моей квартире в последние дни был сырой выстывший склеп, а я, презрев нелюбовь к лишним одёжкам, достал носки. К счастью, выяснилось, что беретку я не потерял, и тратиться ещё и на неё не придётся.

В который раз понял, что не могу без музыки. Сломались наушники (да, в тот самый проклятый четверг), а возвращался я в час пик. Доехал от Ботанического сада до Киевской, чтобы сесть на электричку, понял, что просто вываливаюсь из реальности, теряю координацию в пространстве - слишком много людей и шума. Пришлось искать евросеть.
Ко мне тут же подскочил радостный продавец.
- Наушники? Знаете, у нас отличные скидки на блютуз-наушники, от 3000!
-...а можно, пожалуйста, что-нибудь подешевле? - сказал я, прикидывая, что на эту сумму я мог бы неделю нормально жить, ни в чём себе особо не отказывая.
До сих пор не понимаю - я что, так хорошо выглядел, что мне можно было предлагать такие наушники? Старушечья беретка, потёртое пальто, грязные видавшие виды сапоги, а про телефон и говорить нечего.

@темы: vita, гранит науки

00:28 

Коротко о жизни

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
Вывалился из социальной жизни нафиг, как только получил письмо Бовыкина - "составьте к концу сентября план работы, историографию на 30 пунктов"...не хватало, кажется, только "устройте переворот в Самаре послезавтра". Пока у меня есть, наверное, пунктов 14 из этих 30, а ещё вообще нет сил что-то делать, хотя не могу сказать, что нет желания. Вообще я кучу времени провёл на Галлике (если что, это огромный цифровой архив французских изданий вплоть до середины 20 века, и там есть такие вещи, которые в России не то что не достать - можно вообще никогда не узнать об их существовании), читал старые ревью, особенно хороши были бретонские середины 19 века - кропотливо собранные народные сказки и легенды, туда вроде как ещё сам Вилльмарке писал. Вообще провинциальное историческое ревью 19 или начала 20 века - это такой фандомчик, все друг друга знают и дискутируют, передают приветики и пасхалочки, пописывают фички и отзывы хд)(ох как я угорал, когда случайно наткнулся на полемику "один интеллектуал vs. семейство д'Эльбе - он им доказывал, что они примазались к славе человека, не имевшего к ним никакого отношения и вообще третьесословного, они бодро отбивались).

Какой день в раздрае чувств, истерю, вижу кучу проблем, но к мозгоправу с запросом "помогите, я не могу отделить свою личность от личности мёртвого мужика, сделайте так. чтобы я перестал сливаться с ним и просто завёл с ним отношеньки" пока идти что-то не могу.
Помощь пришла с двух неожиданных сторон. Разговор с матерью про отношения у меня всегда сводится к тому, что она говорит что-то в стиле "это всё ерунда, ты пока не встретила своего единственного, вот с ним-то будет всё идеально, никаких проблем и радуга из ушей при каждом рейтинге", но она подкинула мне ценную идею. Несмотря на её довольно, простите, патриархальное и гетеронормативное, ещё раз простите, сознание, мысль "я не на помойке себя нашла, чтобы не знать себе цену" она очень бодро транслирует и всем советует думать так же. Так я сформулировал запрос к мозгоправу.
И ещё один человек посоветовал мне, помимо мозгоправа, дописать "Перепутье" - как угодно криво. Главное - разделить личность себя и личность д'Эльбе, а потом не впадать в мой вечный мод "если я не могу быть с ним - я создам из себя его подобие".
Потому что я, блть, не самая лучшая, хреновенькая, стереотипненькая, но всё же отдельная личность.

@темы: la schizophrеnie, vita, гранит науки, профессиональное

01:49 

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
Знаете, мне вообще надо было сделать французский и встать ко второй паре.
Но вместо этого я читаю отрытую на Галлике статью про Буагарди.
Я начал выпадать в осадок ещё на моменте его писем сестре в бытность на армейской службе в процессе охоты на каких-то разбойников, где он 1) носит усы, 2) жалуется, что приходится есть чеснок, "и я воняю, точно русский".
Я продолжил на том моменте, где уже в бытность в розыске переодевается в женщину для маскировки.
Потом был полезный перерыв, где я узнал, что так задолбавшая меня версия его имени - Шарль - была чем-то вроде конспиративной клички. Широко же она пошла в народ...
...а потом я долистал до Жозефины. Странно, что она описывается старше своих лет, в остальном - глуповатая, романтичная и необразованная, зато красивая, несмотря на здоровенный нос.
Почему я это шипперю?
Как я докатился до того, чтобы вместо французских текстов по учёбе читать их для души?

@темы: vita, Колдун и его колдунства, вандейское, шуанское

19:11 

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
Чувствую себя Буагарди - питаюсь в основном гречкой и уценённой мойвой (потому что деньги на Прагу и Дрезден сами себя не накопят) и переживаю, что не могу пойти на фест-ноз в "Вермель", потому что один вход стоит 400р., а ещё я стёр в кровь ноги новыми ботинками - хоть что-то в этом мире неизменно.

@темы: vita

12:31 

- Allons enfants de la Patrie, Le jour de gloire est arrivé ! - Мы посидим.(с)
Недодискуссия в комментариях к предыдущему посту навела меня на мысли.

Уже в который раз думаю о недостатках идеологически ангажированных исторических концепций. Как прекрасно говорит Бовыкин про марксистскую концепцию истории - "у нее есть много достоинств и один недостаток - она не работает".
По сути то же можно отнести к любой концепции, базирующейся на априорной идее. Люди всегда хотят знать ответы на два вопроса - что делать и кто виноват. Идея о том, что виноваты вот эти вот, которые не мы, стара как мир - в разное время вот этими вот были иностранцы, еретики, ведьмы, масоны, аристократы, капиталисты и т. д. С развитием человеческой цивилизации варианты "вот этих вот" становились все более разнообразны, и сейчас вот эти вот могут быть хоть жыдорептилоидами с планеты Нибиру.

Понятно, что придираться к отсутствию у адептов долбославия и мужского движения внятной исторической концепции - себя не уважать. В их основе не лежит ни одной здравой мысли - только вот это древнее желание найти виноватого в своих бедах. Мужское движение действительно является эдаким зеркалом феминизма в том смысле, что туда идут неудачники, не вписавшиеся в текущие нормы социальной успешности и золотую гендерную норму, просо вместо борьбы с гендерной нормой они пытаются очень смешно доказать, что они - то ей соответствуют, это баб им завезли неправильных.

Да, практически обязательным приложением к определению виновного следует заключение, что у них неправильный народ, неправильные пролетарии и вообще основная масса целевой аудитории - тупое стадо с промытыми мозгами. На это можно только сказать - научитесь промывать мозги лучше, другой целевой аудитории все равно не завезут.

Другое дело - феминизм. Какое - то время назад я стал периодически зависать в фем - тредах на холиварке в попытках понять, что же это вообще. Объяснение про дур с небритыми подмышками и недотрахом было верно для отдельных представительниц (а для еще нескольких был бы верен психиатрический диагноз), но это не отменяло существования идей. Я сидел, почитывал, уясняя для себя хотя бы основные моменты всех трех основных направлений современного феминизма (либфем, интерсек, радфем), пока не пришел к интересному выводу.

В современном феминистическом дискурсе царит дикая каша в определениях собственных терминов. Все по-своему характеризуют гендер, патриархат, абьюз и прочие термины, неразрывно с феминизмом связанные. Думаю, если я приду и спрошу, что такое патриархат, в большинстве вконтактовских пабликах меня забанят, а на холиварке пошлют по известному адресу - и все сочтут троллем.

В действительности под патриархатом в феминистическом дискурсе понимается какой-то странный комплекс "это система угнетения женщин мужчинами, имеющая исторические корни". По поводу того, что является угнетением, ведутся споры не на жизнь, а на смерть - лучше не упоминать в фемтредах слова "порно", "проституция", "эпиляция", "декоративная косметика", "осознанное согласие на секс"," семья"," материнство" и много чего еще. Вообще там лучше сидеть в ридонли.

Меня в данном определении больше в данный момент, памятуя о начале поста, интересуют исторические корни. Я никогда специально не интересовался женским вопросом, но даже опрос собеседниц по самым верхам, как правило, показывает их вопиющую историческую безграмотность. Из того, что помню - инквизиция мало того, что сжигала ведьм (представьте себе следственный комитет, созданный для выявления ересей, выносящий и исполняющий приговор, да еще и по делу о колдовстве, которое на момент его создания церковью не признавалось вообще существующим, и все колдуны и ведьмы считались обыкновенными шарлатанами - это уже в прекрасное во всех отношениях Новое время развернулись, да и то в основном протестанты - без всякой, понятное дело, инквизиции), так еще и делала это исключительно по гендерному признаку. На возражение, что сжигали за колдовство не только женщин, на меня напустились со стандартным обвинением в мужезащите и "ой, что вы придираетесь к словам, ведь по сути правда!!!". Как может быть фактически правдой утверждение, основанное на ложных фактах, я спрашивать не стал - пришла администратор с банхаммером наперевес и разогнала нашу богадельню.
Не далее как на днях меня обвиняли в тупости и незнании истории на уровне школьного учебника - ведь право насиловать было официально закреплено за мужчинами! Разумеется, вместо ссылок на фиксацию обычного права или законодательные памятники, которые подтверждали бы этот тезис, мне выдали ссылку... на "Жизнь Ивана" и что-то еще из этнографических материалов. Помимо известного и упоминаемого во множестве этнологических исследованиях и публикациях источников факта, что ситуация могла разниться от деревни к деревне, от уезда к уезду и от губернии к губернии, причем разниться принципиально и парадоксально, помимо того, что этнографические материалы и законодательство - это, мягко говоря, абсолютно разные материалы, помимо существования такой вещи, как "критика источника" - господамы, расширьте свой кругозор и не обобщайте минимум двадцать веков истории христианской цивилизации в соответствии с этнографическим материалом по нескольким русским губерниям, собранным живым человеком с влияющей на восприятие системой взглядов.

История - это не "я прочитал три исторических источника и теперь знаю, что женщин всегда угнетали". Нет, требование пруфов на систематическое целенаправленное жестокое угнетение по половому признаку - это не продолжение жестокого угнетения. Утверждения должны быть подкреплены доказательствами, и ими не являются посылы в гугл, оскорбления и ссылки на статьи в жежешечке такой же интеллектуалки, но прочитавшей аж пять источников и две английских книжки - по gender studies и синенькую.
Дальше временами бывают отдающие шизофренией утверждения о всемирном заговоре патриархалов-историков и прочее "власти скрывают!!!", но тут все ясно. Оппонентки поумнее обычно начинают говорить про слив оппонента и просто пытаются оставить за собой последнее слово в резкой форме (обычно забывая, что слово "шмара" является оскорблением гендерно окрашенным и несущим прямой сексуальный подтекст, как и пожелания пережить изнасилование, но в сторону унтерменшей, видимо, можно), и в итоге становится ясно, что все эти утверждения про суть, природу и исторические корни патриархата они восприняли на веру у авторитетов, что выглядит не идеей и движением за права женщин.
Это выглядит сектой - с истеричным противопоставлением себя врагу, с его расчеловечиванием, со слепой верой в некритически воспринятые утверждения - и с нетерпимостью к любой критике. При критике самые угнетенные и затравленные в мире люди, которые ко всем корректны и вообще няшеньки, при критике они очень внезапно достают матюгальники, забываюто женской солидарности и иногда демонстрируют потрясающие примеры мерзости человеческой натуры.

Феминизму нужна внятная историческая концепция. Яне очень понял, на какую именно таинственную матчасть так любят ссылаться, но что-то мне подсказывает, что среди идеологов феминизма не было ни одной персоны с историческим образованием. Хотя бы просто оконченного истфака. Верю, что изучали экономику и социологию, возможно даже профессионально, но, как показал пример Маркса, еще ни одна экономическая теория не давала твердого основания для грамотной научной концепции.

Если не строить теорию - можно перейти на решение текущих проблем и только их, можно замкнуться в сектантском мирке закрытых пабликов, убеждая себя, что твои травмы самые травмаичные, твою жизнь портят мужчины, и предаваясь сладким мечтам о газовых камерах.

Оба пути видятся мне ущербными. Я знаю о существующем направлении феминистической гендерной истории, но она строится на все той же концепции "женщинам на протяжении всей человеческой цивилизации не давали и пикнуть". Надо исследовать заново, отказаться от удобной позиции "мне должен весь мир по факту угнетения", надо четко прописать положение женщин в любой точке истории. Звучит страшнее, чем есть на самом деле - уже есть научные публикации по вопросу семьи и брака, на которых можно основываться.

И наконец, я считаю, что целенаправленный поиск плохого в истории заставляет опустить руки, а положительные примеры судьбы женщин всех сословий, эпох и характеров наоборот, помогут поверить в себя и чего-то достичь в этой жизни. Поверить в то, что быть женщиной - это не ужасное несчастье, что это не делает вторым сортом и не закрывает весь мир. (Достаточно сказать, что примириться с собственным полом и ужиться с ним в согласии мне помог пример... Марин Ле Пен, потому что женщина, стоящая во главе ультраправой партии - это...мощно).
Я убежден, что однажды девочка, вдохновившаяся примером какой-нибудь женщины из истории, добьется права получить профессию своей мечты из запрещенного списка. Что эти примеры сподвигнут кого-то поверить в себя, полюбить себя, научиться верить, что даже в неблагоприятной ситуации можно найти выход. Что не надо перекраивать себя, потому что в истории есть примеры женщин абсолютно любого характера, социального положения и интересов, от королев и политиков, от деятельниц искусства и идейных лидеров - до обычных домохозяек, которые нашли в этом свое личное призвание, и для каждой найдется свой достойный пример для подражания.

@темы: my opinion, профессиональное

L'Éternité

главная